makar123
Профессор
У Невского пятачка
5.5K 1.9K
Noiseman, вот были времена. Дубом разжиться без проблем.
Скрытый текст
Академик Алексей Николаевич Крылов
ОТРЫВКИ ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ
В начале 1870-х годов на Волге работали пассажнрские пароходы обществ "Самолет", "По Boлге", "Кавказ и Меркурий". Все пароходы были однопалубные, носовая часть палубы была открытая и предназначалась главным образом для груза. Над кормовой частью возвышался на бортовых стойках спардек, именовавшийся мостиком, куда допускались лишь пассажиры 1-го и 2-го классов.
Пароходы были колесные, машины - большей частью с качающимся цилиндром, постройки бельгийской фирмы Кокериль.
Все пароходы были почти одинаковые, но особенно славились "самолетские", и их предпочитали "волжским" и "меркурьевским".
Отопление на всех пароходах было дровяное. Дрова - дубовые, длиной в аршин, из толстых поленьев. Их получали, раскалывая восьмивершковый кряж на четыре части.
Погрузка дров производилась на пристанях, расположенных примерно через 50-70 верст одна от другой. Грузили женщины, которые с удивительным проворством, бегом переносили дрова из берегового штабеля на пароход. Вместо носилок служили два нескрепленных между собой шеста с двумя колышками, вбитыми в средней части каждого из них. На пароходе дрова очень ловко с великим грохотом сбрасывались в дровяной трюм,
Ночью было видно, как из дымовых труб вылетал целый столб искр, которые вихрем кружились позади трубы, представляя разнообразием своих движений картину удивительной живости и красоты.
Вниз по Волге шел главным образом лесной товар с Суры, с ее дубовыми лесами Ядринского, Курмышского и Васильсурского уездов, шли клепки для бочек, ободья, полозья, колесные спицы и пр. С верховьев Суры поступали березовые кругляши для колесных ступиц, оглобли, ивовые дуги, кленовые заготовки для клещей, хомутов и т.д. Из села Иромзина отправляли хлеб в зерне, из Алатыря - муку размола мельниц К.Н. Попова, владельца "Неожиданного". С Ветлугн и Унжи шло много лубяного товара, т.е. лубков, мочалы, рогожи и др. С Камы и ее притоков шло уральское железо в Нижний на ярмарку, хлеб и множество лесных грузов.
Большая часть лесных грузов перевозилась на "белянах", которые строились па один рейс. По Унже, Ветлуге и Суре лес доставлялся или на белянах или на "расшивах", с их разукрашенными "кичками".
Сплав производился кормой вперед, для чего ставились специальные большие сплавные рули. Судно волочило за собой чугунный, весом от 50 до 100 пудов, груз, который называли "лотом", а тот канат, на котором его волочили, назывался "сукой" (от глагола сучить). Этот канат при управлении судном прихватывался то с одного, то с другого борта, для чего на носовой части устраивался квадратный, во всю ширину судна помост, именовавшийся "кичкой", - отсюда команда старинных волжских разбойников: "сарынь (т.е. бурлаки), на кичку".
Невольно вспоминаются эпизоды вроде следующего. Выходит на кожух колеса [парохода] и становится у борта монументальная фигура, по меньшей мере, в 8 пудов весом, в поддевке, сапоги бураками, борода лопатой во всю грудь. Навстречу идет беляна. Фигура орет громовым басом:
- Степан, ты отчего, сукин сын, у Курмыша двое суток простоял?
- Миколай Иваныч, ветер больно силен был, все на берег нажимало...
-Врешь, сукин сын... это тебя... на кабак нажимало...
Дальше шла сплошная волжская элоквенция, но нашедшая отражения даже в дополнениях профессора Бодуэн-де-Куртене к словарю Даля.
Его степенству никакого не было дела до того, что на спардеке сидело множество дам, гревшихся на солнце и любовавшихся волжскими пейзажами. Хозяйский глаз усмотрел неисправность "водолива" Степана, как же на него не излить хозяйский гнев, а дамы пусть насладятся но только волжскими пейзажами, но и волжским красноречием.
Все это было 60-70 лет тому назад и кануло в безвозвратную вечность.